Задания очного тура

Дорогие участники олимпиады!

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, олимпиада.

Участие в олимпиаде по русскому языку представляет школьникам массу возможностей для личного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил.

Желаем вам успехов и побед!

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Ни..кое солнце осл..пительно било в глаза. Серебря..ые кусты дикой маслины др..жали над пропастью. Крутая доро..ка в..ла зигзагами (в) низ. Ноги Пети б..жали по ней сами собой. Матрос..кий воротник разв..вался. Мальчик делал страшные пры..ки по гр..мадным ступеням естестве..ой лес..ницы и вдруг со всего маху выл..тел на сухой и холодный песча..ый берег. Вя..кий и глубокий песок с ямками вчерашних бе..форменных следов напоминал ман..ую крупу самого первого сорта.

Чудеснейший в мире пляж казался диким в этот ран..ий час. Чу..ство ..диночества с новой силой охватило мальчика. Но теперь это было совсем (не) дет..кое, а гордое и мужестве..ое ..диночество Робинзона на (не) обита..мом острове.

Вдруг Петя увидел отца и стал взбира..ся (на) верх.

(В. Катаев)

2. Поставьте ударение в словах.

Банты, жалюзи, закупорить, зубчатый, костюмированный, исчерпать, мозаичный, обеспечение, принудить, сливовый.

3. Какие слова получатся, если произнести звуки, из которых они состоят, последовательно в обратном порядке: сад, торг, толь, рай, лезь, ноль, порок?

4. Прилагательное острый является многозначным: в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приведены шесть значений этого слова. Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях: острый ум, острый нос лодки, острый нож, острый запах, острый недостаток воды, острый язык, острый сюжет, острая шутка.

5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: ланиты, десница, длань, зело, живот, ветрило, оратай, тщетно, лицедей, денница.

6. Закончите предложения фразеологизмами-сравнениями.

1) Новые дома растут в поселке как … .

2) Что ему ни говори, ему все как … .

3) Парень он был молодой, в Москву попал впервые, вот и кружился с утра до вечера как… .

4) Город он знает как … .

5) Никто ничего не подозревал, и вдруг это известие как … .

6) Похожи они с братом как … .

7. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;

2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;

 3) «У него ещё за ушами не просохло»;

4) «Для каждой собаки наступит её день»;

5) «Не стоит пороха и дроби»;

6) «Чёрная овца в семье».

8. Разделите приведенные слова на две группы – слова, имеющие окончание -о, и слова, не имеющие окончания: какао, небо, спасибо, самбо, кружево, слово, просто, чувство, юношество, тепло. Свой ответ аргументируйте.

9. Подумайте и ответьте, от каких слов образовано слово вертолет.

10. Названия детенышей животных часто образуются с помощью суффикса -ёнок, например: тигренок, совенок. Среди данных ниже пяти слов одно образовано по общему правилу, а другие – с некоторым отклонением, общим для всех четырех слов. Укажите слово, образованное по общему правилу.

Ягненок; теленок; поросенок; цыпленок; гусенок

11. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную форму.

1) Перед 750 школьниками выступил директор школы. 2) Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 копеек. 3) Перевыполнить план на 25,7 (процент). 4) Издать альбом с 2894 иллюстрациями.

12. Разбейте приведенные ниже слова на три группы:

1) слова, которые могут быть только причастиями;

2) слова, которые не могут быть причастиями;

3) слова, которые могут быть как причастиями, так и словами другой части речи.

Для слов группы 1) определите разряд причастий, как они образованы, употребите причастия в словосочетаниях. Для каждого слова группы 2) укажите, к какой части речи оно относится и какие признаки свидетельствуют о том, что это не причастие. Для каждого слова группы 3) приведите по одному примеру его употребления в роли причастия и в роли другой части речи (укажите, какой именно).

Вызывающий, длиннющий, добирающийся, служащий, пенящийся, огнедышащий.