Внеклассное мероприятие «Самый лучший знаток химии»

Предмет: Химия
Класс: 8-9 класс
Название: «Самый лучший  знаток химии»
Цели мероприятия: 
- повышение познавательного интереса к науке химии;
- обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;
- создание ситуации успеха для учащихся;
- вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия.

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие проводится для учащихся 8 – 9  классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 10 человек. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. В начале игры: представление участников.
Мероприятие  включает 4 конкурса: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Угадай элемент» (загадки), 3 конкурс – «Угадай явление», 4 конкурс – «Межпредметные связи».
Между 2 и 3 конкурсами проводится игра со зрителями. 

Образовательные задачи мероприятия:

  1. закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
  2. вовлечение в словарный запас химических  слов и выражений;
  3. развитие коммуникативных навыков;
  4. осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи мероприятия:

  1. развитие памяти, внимания;
  2. развитие образного мышления;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие восприятия;
  5. повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи мероприятия:

  1. воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  2. развитие творческих способностей учащихся;
  3. самореализация личности подростка  через внеклассную деятельность.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Оборудование и реактивы для опыта «Вулкан»: предметный столик, асбестовая сетка, спички, лучина, бихромат аммония.

Девиз: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…” (слайд № 2) 
(М.В.Ломоносов.)

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы определим самого умного химика школы. Для этого наши участники пройдут испытания в виде 4 конкурсов. За каждый правильный ответ они будут получать по жетону. В конце каждого конкурса будут подводиться предварительные итоги, а конце мы определим самого лучшего знатока  химии в школе.

Сначала мы попросим представиться участников (назвать Ф.И. и класс).
И так мы начинаем! Желаю всем участникам «Ни пуха, ни пера …»

Конкурс 1. «Разминка» (слайд № 3)

Учитель: Вам будут  задаться вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается.

1. Название, какого химического элемента слагается из названий двух животных? (мышьяк) (слайд № 4)

2. Без какого элемента невозможна фотография? (серебро) (слайд № 4)

3. Какой металл самый лёгкий? (литий) (слайд № 5)

4. Мельчайшая частица, химически не делимая? (атом) (слайд № 5)

5. Самый распространённый химический элемент на Земле?  (кислород) (слайд № 6)

6. Какой металл называют элементом плодородия? (калий) (слайд № 6)

7. Какие элементы образуют простые вещества, находящиеся в жидком состоянии? (ртуть и бром)  (слайд № 7)

8. Самый распространённый химический элемент во Вселенной?  (гелий) (слайд № 7)

9. Какой самый тугоплавкий металл? (вольфрам) (слайд № 8)

10. Самый химически активный неметалл? (фтор) (слайд № 8)

После конкурса подводятся первые итоги.

Конкурс 2. «Угадай элемент» (слайд № 9)

Участникам загадываются загадки. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается.

1. Есть в языке нашем чудное слово,
И четверо школьников спорят о нем.
Младший сказал: «Это лес. Только хвойный».
Второй возразил: «Элемент так зовут».
Третий воскликнул без тени сомнения:
«Это, друзья, инструмент для сверления».
Тут молвил четвертый: «Секрета здесь нет,
Эту фамилию знает весь свет».
И все четверо были правы. Что это за слово? (бор) (слайд № 10)

2. Хранят обычно в керосине,
И «бегает» он по воде.
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить  из соли можно.
Как Дэви получил его. (Натрий) (слайд № 11)

3. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил в мечтах о нем,
В средневековье феодалы
Войною шли из – за него.
И королевские подвалы
Хранили слитками его. (Золото) (слайд № 12)

4. Давно известна человеку,
Она тягуча и красна,
Еще по «бронзовому веку»
Знакома в сплавах всем она.
С горячей серной кислотою
Дает нам синий купорос.
Так что же это за металл?
Ответьте на вопрос. (Медь) (слайд № 13)

5. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним каждый человек.
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всем, и нам с тобой. (Железо) (слайд № 14)

6. Я светоносный элемент,
В соединении стал мелом.                                       
Я спичку вам зажгу в момент.                                                                                         
Сожгут меня – и под водой                                                                                               
Оксид мой станет кислотой. (Фосфор) (слайд № 15)

7. Этому металлу  - хвала и честь,
С ним получается «Белая Жесть».
Покрывают им сталь слегка.
Тогда для консервов посуда годна.  (Олово) (слайд № 16)

8. Был металл серебристо-белый,                          
В соединении стал мелом. (Кальций) (слайд № 17)

9. В конце периода стоит, 
В нём вода и та горит.  (Фтор) (слайд № 17)

10. Разглядев мой спектр в оконце,
Обнаружили меня на Солнце.
Я с благородными дружу -
В их семейство я вхожу. (Гелий) (слайд № 18)

После конкурса подводятся предварительные  итоги.

Игра со зрителями (слайд № 19)

Зрителям задаются вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если зрители выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается.

  • Металлы, которые как пластилин легко режутся ножом. (Натрий, калий).
  • Какой металл называют летающим? (Алюминий).
  • Какой металл используют для спайки проводов в радиоаппаратуре. (Серебро).
  • Металл, соединения которого входят в состав костей. (Кальций).
  • Металл, ион которого входит в состав поваренной соли. (Натрий).
  • Металл желтого цвета, который используют для изготовления ювелирных изделий. (Золото).
  • Какой металл входит в состав магнетита? (Железо).
  • Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? (Вольфрам).
  • Каким металлом покрывают металлические изделия для защиты от коррозии? (Никель).
  • Элементарные частицы, движением которых обуславливаются свойства металлов проводить тепло и электрический ток. (Электроны).

После  того, как были заданы все вопросы, зрители могут отдать заработанные ими жетоны участникам, за которых они болеют. После этого  подводятся промежуточные  итоги.

Конкурс 3. «Угадай явление» (слайд № 20)

Участникам зачитывают явление, а они должны назвать какое оно – химическое или физическое. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается.

Сначала демонстрируется опыт «Вулкан» и учитель просит назвать признаки химической реакции. Если реактива нет, то опыт демонстрируется в презентации (слайд № 21)

За правильный ответ участники получают жетон.

Описание опты "Вулкан": На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла» Cr2O3.

Учитель: О каких явлениях, физических или химических, идёт речь в литературных произведениях?

1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя.
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»). (Физическое явление) (слайд № 22)

2. Вот уже вечер. Роса  блестит на крапиве.
Я стою у дороги, прислонившись к иве.
От луны свет большой прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.
(С.А. Есенин  «Вот уже вечер. Роса»). (Физическое явление) (слайд № 23)

3.Мой костёр в тумане светит:
Искры гаснут на лету…
(Я.П. Полонский «Песни цыганки»). (Химическое явление) (слайд № 24)

4. Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). (Физическое явление) (слайд № 25)

5.  Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
(Ф.И. Тютчев «Весенние воды»). (Физическое явление) (слайд № 26)

6.Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»). (Физическое явление) (слайд № 27)

7. Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(А.С. Пушкин «К морю»). (Физическое явление) (слайд № 28)

После конкурса подводятся предварительные  итоги.

Конкурс 4. «Межпредметные связи» (слайд № 29)

Участникам задаются вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается.

Для этого конкурса участникам выдается таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Конкурс  географов – химиков (слайд № 30)

1. Какие химические элементы названы в честь некоторых частей света? (Европий, америций) (слайд № 30)

2. Перечислите элементы, названные в честь стран? (Рутений – в честь России, Галлий – в честь Франции, Германий – в честь Германии, Полоний – в честь Польши)  (слайд № 30)

3. Название, какого элемента произошло от названия полуострова? (Скандий – в честь Скандинавского полуострова) (слайд № 31)

4. Перечислите элементы, названные в честь ученых? (Менделевий – в честь Менделеева, Резерфордий  – в честь Резерфорда, Нобелий  – в честь Нобеля, Эйнштейний – в честь Эйнштейна, Кюрий – в честь Кюри) (слайд № 31)

Конкурс  литераторов – химиков (слайд № 32)

1. Как боролся с коррозией металла в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя один из персонажей?  (У Собакевича все металлические изделия были покрашены)    (слайд № 32)

2. Кто сказал и о каком химике: «Он создал первый университет, он сам был первым нашим университетом»? (А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове) (слайд № 33)

Конкурс  историков – химиков (слайд № 34)

1. Во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно–         кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами) (слайд № 34)

2. Соединением, какого химического элемента был отравлен Наполеон? (Соединением, содержащим мышьяк) (слайд № 35)

3. До середины 50-х годов прошлого века считали, что этот металл – один из самых малополезных металлов. За всю историю человечества его добыто около 90 тысяч тонн. Не так уж это и много! Мы сталкиваемся с этим металлом повсюду: на земле, в воде, в воздухе. Известно, например, что в малых количествах он содержится в виноградном соке, а из одной тонны осины можно выделить 3 миллиграмма его. Только одна из наших рек – Амур – ежегодно выносит в Тихий океан до 8,5 тонн этого металла. Назовите металл (золото). (Слайд № 36)

4. С именем какого ученого связано начало производства цветного стекла в нашей стране? (подсказка: в собственной лаборатории этот ученый со своими учениками собрал мозаичное панно “Полтавская битва”) (М.В.Ломоносов). (слайд № 37)

Подводятся итоги конкурса, а затем объявляется победители (1, 2, 3 места).  Ведущий  вручает грамоты победителям.

Спасибо за внимание! (слайд № 38)

Материалы к мероприятию (презентация) можно скачать здесь.

Тэги: