Внеклассное мероприятие: «Мой родной язык – русский!»

Предмет: русский язык
Класс: 10 класс
Название: «Мой родной язык – русский!»
Цель проведения: акцентировать внимание старшеклассников на необходимости  говорить и писать грамотно.

Задачи:

  • образовательная: повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
  • воспитательная: воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к родному языку;
  • развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

Вид мероприятия: викторина
Применяемые методы: соревнование, конкурсы, групповые задания, работа в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
Участники: две команды-соперницы, ведущие.
Сценарий мероприятия:

  1. организовать и целенаправить деятельность учащихся;
  2. показать значимость мероприятия и участия в нем, важность темы;
  3. объяснить учащимся условия конкурса.

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Королева.
Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали  многие писатели и поэты, ученые и философы.
Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства детей и подростков русский язык – это  школьная дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «отлично».
Но  ведь русский язык -  это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать,  на русском языке нам объясняют физику и математику, на  русском  мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви.
Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом  задумываемся.
Поэтому сегодня мы проведем  соревнования между старшеклассниками и посмотрим, хорошо ли они знают свой родной язык, такой знакомый и близкий.
Команды выполняют задания. Команда, набравшая большее количество баллов становится победителем.
Фонетика.

  1. Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)
  2. Этому числу равно количество букв русского алфавита. (33)
  3. В буквальном переводе с латинского это –“переписывание”. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков. (Транскрипция (“trans-” – пере- “criptio” - писать))
  4. Именно это обозначает йотированный гласный в позиции после согласного. (Мягкость согласного и гласный звук)
  5. Этим фонетическим процессом объясняется произношение слов: [с,т,эп,], [здач,а], [кн,ишка]. (Уподобление, или ассимиляция)

Словообразование.

  1. Эта часть слова служит для образования форм слова (Окончание)
  2. На эти две группы делятся способы словообразования (Морфологические и неморфологические)
  3. Определите способ образования слова приморский (Приставочно-суффиксальный)
  4. Этот человек в звании мичмана решил оставить военную карьеру и занялся лингвистикой. Известен как составитель “Толкового словаря живого великорусского языка” (Владимир Иванович Даль)
  5. Способ образования выделенного слова: вкусное мороженое (переход из одной части речи в другую)

Лексикология.

  1. Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение (Омонимы)
  2. Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)
  3. Определите тип причастия бегущий (действительное причастие настоящего времени)
  4. Именно к этой группе с точки зрения употребления относятся слова “аська”, “бродилка”, “дрова” - драйвера (Жаргонизмы)
  5. Это лежит в основе таких художественных приемов, как метонимия, синекдоха, метафора (Переносное значение слова)

Фразеология.

  1. Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов (Фразеологизм)
  2. Назовите автора фразеологизмов: С разбором выбирай друзей; Беда, коль пироги начнет печи сапожник; А сапоги тачать пирожник Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать; А Ларчик просто открывался; У сильного всегда бессильный виноват; Знать она сильна, коль лает на слона (Крылов И.А.)
  3. В каких отношениях находятся между собой фразеологизмы в следующих парах: рукой подать – за тридевять земель, семи пядей во лбу – дуб-дерево? (В антонимичных)
  4. В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова (Этимологический)
  5. Попробуйте определить происхождение фразеологизмов: Прокрустово ложе, сизифов труд, авгиевы конюшни (Греческая мифология)

Морфология.

  1. Перечислите названия падежей (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный)
  2. Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, Повелительное, Условное)
  3. Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)
  4. Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)
  5. Исправьте ошибку в предложении: Проходя по перрону, с него слетела шляпа. (Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.)

Синтаксис.

  1. По цели высказывания предложения бывают … (Повествовательные, Вопросительные, Побудительные)
  2. Что изображено на схемах? (Предложения с однородными членами)
  3. О чем идет речь на схеме? (Виды связи в словосочетании)
  4. О каком члене предложения идет речь? (Определение)
  5. В пейзажах Шотландии, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Дайте характеристику предложения. (Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным)

Орфография.
Вставьте пропущенные буквы:
ПР…ЗИД…УМ, ПР…АМБУЛА, ПР…П…РАТ, ПР…В…ЛЕГИЯ, ПР…М…ТИВ, ПР…ВАТНЫЙ, ПР……РИТЕТ
(ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА , ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ)

Пунктуация.
Расставьте недостающие знаки препинания:
Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств  я нырнул в постель и уже закрыл было глаза  как вдруг мне пришло на ум  что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. - Разве я не влюблен?” Но задав себе этот вопрос я кажется немедленно заснул как дитя в колыбели.
(Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель  и уже закрыл было глаза,  как вдруг мне пришло на ум,  что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. - Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется,  немедленно заснул как дитя в колыбели.)