Лингвистический турнир «Я знаю русский язык»

Цель:

  • проверить знания учащихся по русскому языку, прививать интерес к изучению русского языка;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, развивать интеллект, внимание, память, воображение;
  • создать условия для воспитания любви к русскому языку, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация 

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята!
Сегодняшняя игра поможет выявить настоящих знатоков русского языка. В знании языка будут состязаться две команды. Оценивать ваши ответы будет жюри.

1 тур. «Мозговой штурм». 
Каждая команда задает по пять вопросов представителю противоположной команды ( тема «Сложное предложение»).

2 тур. За одну минуту собрать наибольшее количество рассыпанных словарных слов:
хо ро ще
ки лен зонт
жи ри дарь
аг зяй метр
го ли ном
ка ло ство

3 тур. «Орфографический». Вставить пропущенные буквы (распечатка текста на столе)
Ц…трус, ц ….тата, печ…нка, пч…лы, ш…лковый, чащ…ба, ч…рствый, ж…нглер, обж..ра, р..зрастаться, пр…знание, пр..образовать, туш…нка, уб…раю, отп…реть, зам…реть, бл…стеть, вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха.

4 тур. «Угадай». Подобрать и записать к именам существительным как можно больше прилагательных. Зачитать прилагательные противоположной команде, чтобы та по ним угадала существительное.
1-ая команда: медведь
2-ая команда: сосна

5 тур «Пунктуационный». Правильно расставить знаки препинания в сложном предложении (распечатка предложений на столе)

  1. Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. 
  2. Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. 
  3. Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик. 
  4. Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются. 
  5. Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё же приятнее сначала разобрать корзину. 
  6. Кто никогда не видал как растёт клюква тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт.
  7. Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал.

6 тур «Сквозные буквы». Конкурс капитанов.
По определенной формуле составить как можно больше слов.
- - Н - - (банка, банан, венок, вынос, гонки, гений, денек, донос, жених, канат, конек, монах, щенок, финка).

7 тур «Рассказ на одну букву». В течение 5 минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. (напр., Машины мчались мимо метро. Мама медлила. Малолетний миша мимоходом мял мамино манто…)
Побеждает та из команд, в чьём рассказе больше слов. 

8 тур «Загадки» (балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ):

  1. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна).
  2. Шли рядом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое).
  3. Шесть ног, 2 головы, 1 хвост – что это? (всадник на лошади).
  4. Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (имя).
  5. Точка с хвостиком (запятая).
  6. Ложь с намеком (сказка).
  7. Кто говорит на всех языках (эхо).
  8. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (ты спишь?) На какого героя покушались трижды, на четвертый раз он погиб? (колобок).
  9. Что можно приготовить, но нельзя есть? (уроки).
  10. У кого шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

9 тур « Числительные».
Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

Подведение итогов.