Интеллектуально-познавательная игра «Филологическая викторина»

Класс: 9-10
Цель:

  • Развитие интереса к изучению предмета русский язык и закрепление полученных ранее знаний.
  • Формирование предметной компетенции: в занимательной форме повторить материал школьного курса.
  • Формирование надпредметной компетенции: развить устную речь, логическое мышление, умение сопоставлять предложенный материал, кратко формулировать свои мысли.
  • Формирование социальной компетенции: работать в коллективе, уметь слушать и слышать других.
  • Формирование нравственной компетенции: воспитывать желание быть грамотным.

Правила игры: Класс делится на две команды.

Задание 1. Проверим  словарный запас наших игроков. Кто подберет больше слов определенной части речи  на тему «Русский язык»? На  выполнение дается минута!
Команды выполняют задание.

Подобрать существительные на тему «Русский язык»

Подобрать глаголы на тему  «Русский язык»

Существительное

Читать

Глагол

Говорить

Прилагательное

Склонять

Причастие

Спрягать

Деепричастие

Писать

Числительное

Сочинять

Местоимение

Декламировать

Наречие

Учить

Точка

Рассказывать

Запятая

Исправлять

Словарь

Переписывать

Книга

Излагать

 

Задание 2.  «Антонимы». 

Тише

Громче

Грусть

Веселье

Болезнь

Выздоровление

Недостаток

Излишество

Рабский

Свободный

Прекрасно

Ужасно

 

Задание 3. «Орфоэпия».
Ведущая: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение: ИнженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ.
На карточках игроков пишутся следующие слова:
Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, ка ламбур (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (yдapeние на первом слоге), арахис, феномен (ударение на втором слоге), баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).
 

Задание 4. «Лексическое значение слова».
Слова, лексическое значение которых нужно объяснить:
Адекватный – соответствующий, совпадающий.
Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие
Аномалия – отклонение от нормы, закономерности
Банальный – лишенный оригинальности, избитый
Бартер – обмен товарами или услугами
Бомонд – высший свет, элита, привилегированные круги общества
Визажист- косметолог, художник – гример
Дайджест – периодическое издание, перепечатывающее материалы других изданий
Деградация – постепенное ухудшение, упадок
Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны
Дисплей- экран, монитор
Дистрибьютер – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара
Драйвер – управляющая программа
Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.
Инаугурация- торжественное вступление в должность главы государства
Лаконичный – краткий
Мажорный – радостный, бодрый
Менеджер – профессиональный управляющий
Менталитет- мировоззренческие представления, характерные для личности или народа
Мультимедиа- технология, объединяющая данные, звук, анимацию, графики
Ноутбук – портативный компьютер в форме кейса
Офис – представительская контора фирмы
Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы
Прайс-лист –список ценна товары, услуги какой-либо фирмы
Презентация- торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы
Принтер – устройство для печати информации из компьютера
Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо
Спонсор- лицо или организация, финансирующее что-либо или кого-либо (как правило с целью саморекламы)
Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет
Триллер – книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха
Фанатизм- страстная увлеченность, преданность чему-либо.
Харизма- чья-либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих
Эксклюзивный – предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде
Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя и воздействовать на них
Элита- привилегированная верхушка общества
 

Задание 5. «Скороговорки».
Ведущая: Задание такое:  надо быстро произнести вслух свою скороговорку 2 раза и постараться сделать это без ошибок. Кто первый?
Идет чтение скороговорок.
Предлагаются следующие скороговорки:
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок  не переговоришь, не перевыговоришь.
Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Задание 6. « Крылатые фразы».
Ведущий:  Если участник продолжил фразу правильно - 1 балл, если верно назвал автора- еще 1 балл.
Игрокам раздаются неполные фразы на карточках, эти же фразы -  на экране.
Предлагаются следующие крылатые фразы:

  1. Счастливые часов …(не наблюдают) –А.С. Грибоедов
  2. Любви все возрасты…(покорны) –А.С. Пушкин
  3. А вот слона – то я …(и не приметил) – И.А. Крылов
  4. В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) –А.П. Чехов
  5. И дым Отечества…(нам сладок и приятен) – А.С. Грибоедов
  6. Чем меньше женщину мы любим,...(тем легче нравимся мы ей) – А.С. Пушкин
  7. Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) – И.А. Крылов
  8. Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) – Л.Н. Толстой

Задают вопросы  каждому игроку из команд, эти же вопросы на экране.

  1. В какую бочку не налить воды? (Бочка - фигура высшего пилотажа)
  2. Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для электрической лампочки)
  3. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В грудной)
  4. В каких лесах не водится дичь? (В строительных)
  5. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного)
  6. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Земным)
  7. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман)
  8. Из какого сосуда не напьешься? (Из  кровеносного)
  9. Какую мышь не съест кошка? (компьютерную)
  10. От каких вирусов не спасет маска и лекарства? (Сбои компьютерных программ)
  11. Каким ключом не откроешь дверь? (Музыкальным, родником)
  12. Какие ручки не пишут? (дверные)

Задание 8. «Анаграмма».
Ведущая:  Еще одно задание - анаграмма. Я раздам карточки с заданием, а ты пока объясни ребятам, что такое анаграмма.
Ведущий:  Анаграмма - это……… что-то запутанное и…… непонятное.
Из одного слова путем перестановки букв должно получить ся второе, например: камыш - мышка. Понятно?  Найди анаграмму к слову трос( Рост, Сорт, Торс )
Задания:
1. С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком - в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
(Колос - сокол)
2. Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
(Масло – смола)