Экологическая игра-квест «Радуга»

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся в области экологии, биологии, охраны природы, географии.

Задачи: способствовать формированию знаний о природе и ее закономерностях; способствовать развитию индивидуальных качеств, эрудиции, сообразительности, креативности и нестандартного мышления.

Целевая группа: обучающиеся профильного лагеря «УмКа» (профили «Математика», «Физика», «Филология», «Химия», «Биологи»).

Форма проведения: экологическая игра-квест.

Ход игры:

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.

Каждая команда получает маршрутный лист и начинает движение по станциям согласно своему маршрутному листу. На каждой станции выполняются задания, баллы за выполненное задание выставляются в маршрутный лист.

Станция «Экологическая»

Практическое задание: отрядам предлагается нарисовать плакат в защиту природы. (отряд делится на две группы, 1-ая группа рисует плакать, 2-ая – отвечает на вопросы. За плакат – 5 баллов, за каждый правильный ответ на вопрос по одному баллу. Максимальное количество баллов – 10.

  1. Назвать основные источники загрязнения атмосферы.
  2. Каковы последствия загрязнения воды?
  3. Что должен делать человек, чтобы сохранить исчезающие виды животных и растений?
  4. Назвать несколько исчезающих видов животных.
  5. Назвать несколько исчезающих видов растений.

Станция «Фразеологическая»

Командам предлагается вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом вода. За каждый названный фразеологизм по 2 балла.

Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу.

Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала».

Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе.

Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом. Аналогично: толочь воду в ступе.

Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи.

Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий.

Дуть на воду, обжегшись на молоке - излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках.

Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события.

Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез.

Как в воду опущенный – печальный, грустный.

Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования.

Как две капли воды – очень похожи, неотличимы.

Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий.

Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем- либо разбираться.

Как с гуся вода – все человеку нипочем.

Много воды утекло с тех пор – много времени прошло.

Носить воду в решете – попусту тратить время.

Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления.

Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести.

Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.

Станция «Дешифровщик»

Предлагаются наборы букв, из которых необходимо составить слова. За каждое расшифрованное слово по 1 баллу.

  1. ВИКТОРУТ /ТРУТОВИК/
  2. РЕПАЧЕХА /ЧЕРЕПАХА/
  3. КЕВИЕЖА /ЕЖЕВИКА/
  4. МАЗОНАКА /АМАЗОНКА/
  5. ТАРКАНДИТА /АНТАРКТИДА/
  6. АНИБУЗ /БУЗИНА/
  7. ДИНАМОРОС /СМОРОДИНА/
  8. ПАРОДЕЛ /ЛЕОПАРД/
  9. ПОНАТИЛА /АНТИЛОПА/
  10. КИНОДЗАПЕВ /ЗАПОВЕДНИК/

Станция «Всезнайка»

Каждому отряду предлагается по 5 вопросов. За правильный ответ по 2 балла.

1. Какое озеро вскоре умрет и исчезнет с лица земли?

Ответ: Аральское. Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям срочно понадобилась территория для посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно...

2. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?

Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека — Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.

3. Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.

Ответ: Нефтью. Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда.

4. Почему некоторые лесные животные и птицы едят ядовитые мухоморы?

Ответ: Лось, белки, сороки едят эти ядовитые грибы для того, чтобы избавится от глистов. При этом животные интуитивно выбирают оптимально количество грибов, чтобы излечиться от паразитов и не отравиться. ...

5. Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех живых организмов на земле?

Ответ: Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.

6. Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц.

Ответ: Брусника. Это вечнозеленое растение не сбрасывает листья, а ягоды, которым не страшен мороз, к весне становятся сладкими и сочными.

7. Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев.

Ответ: В перьях диких птиц живут множество паразитов, которые доставляют пернатым много неприятных минут. Муравьи бегают по муравейнику и начинают опрыскивать птицу кислотой, которая имеет довольно резкий запах. Таким образом, лесные птицы проводят борьбу с перьевыми паразитами.

8. Какое животное не может прыгать?

Ответ: Слон.

9. Что способствует изменению климата?

Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.

10. Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?

Ответ: Камни нужны им для того, чтобы увеличить массу тела и глубже нырять под водой.

Станция «Загадочная»

Командам предлагаются вопросы-загадки. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

1. Название какого минерала в переводе с греческого звучит как «окаменевший лёд»? /Хрусталь/.

2. В древности на Руси прозрачные зелёные камни называли изумрудами, красные – рубинами. А как называли голубые? /Сапфирами/.

3. Из каких минералов состоит гранит? /Слюды, кварца и полевого шпата/.

4. Название какого поделочного камня в переводе с литовского означает «защита от болезней»? /Янтарь/.

5. Какой единственный драгоценный минерал состоит только из углерода? /Алмаз /.

Станция «Лесовичок»

Отряду предлагаются картинки с грибами. Необходимо определить названия этих грибов. За правильный ответ 1 балл.

(Вставить картинки грабов: волушки, белый гриб, подберезовик, валуй, опята, груздь, мухомор, сморчок, лисички, гриб навозник)

Станция «Мусорбол»

Не секрет, что, к примеру, гуляя по парку, мы часто оставляем после себя саамы различный мусор: бутылки, обертку, пакеты и много другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них поспасть не можем. Вот и проведем сейчас такой эксперимент. Вам необходимо по очереди бросать в урну по клочку бумаги. За каждое попадание в цель 1 балл.

Рефлексия. Подведение итогов. Награждение победителей.

В игре участвовали представители всех отрядов, которые смогли проявить свои знания, продемонстрировать способности. Ребята были активными, играли с увлечением дружно работали в командах. Атмосфера игры была благоприятной. Цели и задачи мероприятия достигнуты.