Центр по работе с одарёнными детьми Республики Марий Эл

Актуальность. Одарённые дети всегда были в центре внимания педагогов. В настоящее время проблема обеспечения личностной самореализации и профессионаьного самоопределения одарённых детей стала особенно актуальной. Президент РФ Д.А. Медведев в своём обращении к Федеральному Собранию (5.11.08 г.) особое внимание обратил на создание «разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей». Реализуя основные положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Правительство Республики Марий Эл распорядилось разработать проект регионального центра по работе с одарёнными школьниками (распоряжение № 838-р от 31 декабря 2008 года).

Миссия Центра. Одно из назначений открывшегося на базе ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат» Центра по работе с одарёнными детьми – формирование интеллектуальной элиты, способной в будущем обеспечить перспективное развитие Марийского края.

Из истории открытия. В Республике Марий Эл накоплен значительный опыт по работе с одарёнными детьми. Традиционными формами работы с одарёнными детьми стали предметные олимпиады, конкурсы и конференции, профильные смены, тренировочные сборы и др. Особое внимание уделено организации олимпиадного движения в образовательных учреждениях, потому что участие в олимпиадном движении это не только расширение и углублений знаний в какой-то предметной области, но и формирование патриотизма, гордости за свою школу, город, республику, страну и ответственности перед собой и обществом.
Анализ итогов олимпиадного движения республики показал, что назрела острая необходимость организации систематической работы по развитию способностей одарённых детей в специально организованном Центре. В 2009 году по инициативе Министерства образования Республики Марий Эл на базе лицея-интерната был открыт Центр по работе с одарёнными детьми Республики мАрий Эл. Центр стал республиканской экспериментальной площадкой по реализации Республиканской целевой программы «Дети Марий Эл» (подпрограмма «Одарённые дети»).

Цель. Основной целью открытия Центра явилось создание эффективной, отвечающей современным требованиям системы работы с одарёнными детьми.

Направления деятельности. Основным направлением деятельности Центра является проведение предметных учебно-образовательных сессий, цель которых – развитие наиболее интеллектуально и академически одарённых школьников Республики Марий Эл, повышение их конкурентоспособности на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников.

Участники. Учащимися Центра становятся участники очно-заочной олимпиады, победители и призёры муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Отличительной особенностью ученического контингента является его сменность. 

Профили. На начальном этапе деятельности Центра учебно-образовательные сессии проводятся по предметам естественно-математического цикла: математике, физике, химии и биологии. Выбор предметов обусловлен тем, что 20,9 % школьников республики, охваченных профильным обучением, занимаются в физико-математических классах, а 10,2 % – в химико-биологических. 2011 году был открыт открыт профильный класс гуманитарного цикла: филология.

Процесс обучения. Преподавание предметов осуществляют преподаватели вузов Республики Марий Эл. Образовательный процесс по предметам построен на основе блочно-модульной технологии, основным методом которой является «погружение» в предмет. Недельное погружение в один или два предмета – это не только детальное изучение любимых предметов, но и возможность находиться в атмосфере личностно-значимого материала.
Наряду с очными образовательными сессиями, являющимися основной формой получения образования в Центре, обучающимся предлагаются программы дистанционного обучения, освоение которых проходит в межсессионный период на сайте Центра.